Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Гурченко Людмила Марковна (народная артистка России)
Интервью: Жаловаться мне на свою судьбу - грех. Ну а то, что
жизнь - терпение, ожидание, борьба с депрессией, постоянной или периодической,
глубокой...
Я родилась в такой семье, где не слышали ни о 37-м годе, ни о чем таком. Где-то
далеко враги народа. В 10-м классе дело врачей, евреев. Почему евреи? Моя
подружка Любочка Рабинович - до сих пор ближе нет. И больше ведь никого, кто
знает: Люся Гурченко, Марк Гаврилович, Елена Александровна, Клочковская, 38...
Был первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мне сказали: стучать на
своих. Будете заниматься языком, у вас будет квартира... и то, что Машин отец,
Боря, - сын репрессированного писателя Бориса Пильняка, а мать сидела в тюрьме.
- Я недавно прочла у Кобзона, где он с полным почтением к вам: у нее и у меня
были увлечения...
- Чушь. Ничего другого у меня не было. А Кобзона я забыла как страшный сон. Я
всегда имела наивность в какой-то момент ввериться, а иначе не получалось.
Больше ничего не могу вам сказать.
- А с Борей Андроникашвили?
- Ослепительная картина. Ослепительно остроумный язык. Ослепительная
начитанность. Ослепительный аристократизм. Мог ходить с дырками - и быть героем
голливудских фильмов. И я нюра рядом. Сумасшедший дом. Страстная любовь. С моей
стороны. Не получилось у него ничего.
- Может быть, то, что вы называете наивностью, и есть залог того, что это
длится?
- Любовь - возбудитель жизни, очень сильный. Но когда я смотрю, едет машина с
шариками, мне их заранее жалко. Я уже вижу развод, коляску, детей, орущих, кто
встанет, кто не встанет к ребенку... Я пессимист.
- «Аплодисменты, аплодисменты!»
- Аплодисменты дают тебе крылья. Аплодисменты жидкие их убирают. Слышишь стук
собственных каблуков - провал. Если я стучу и не слышу ничего - это прекрасно.
Это то сверхбожественное, которое только актер может пережить. Все остальное
забывается в тот момент.
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Галич Александр Аркадьевич (Гринберг) (19.10.1918 - 15.12.1977)
"Галич - литературный псевдоним известного барда, киносценариста,
драматурга Александра Аркадьевича Гринберга: Галич- аббревиатура начальных букв
фамилии, имени, конечных - отчества. Однако настоящий театр Галича - это
написанное им не для сцены, а для гитары. Это был театр одного актера. У него
есть трагифарсы - баллада о прибавочной стоимости и о директоре антикварного
магазина», сатирическая комедия, гротеск - «Рассказ, услышанный в привокзальном
шалмане» - о незадачливом майоре, потерявшем на пьяной рыбалке свой «документ» и
попросившем кадровичку Клавку записать ему в пятом пункте нового удостоверения
еврейскую национальность; поэма «Кадиш», посвященная Янушу Корчаку, - высокая
трагедия. Песня «Ночной разговор в вагоне-ресторане» - о том, как зеки по
приказу начальства рушили на железнодорожной станции «каменный сталинский
статуй», который к тому же и оживает - это откровенный данс-макабр, пляска
мертвецов. И в других песнях Галич использует прием абсурдизма, доведения до
полного нонсенса. Это и понятно: какое время, такие и песни. С 1974 года живет
сначала в Норвегии, потом во Франции, ведет свою радиопередачу на радио
«Свобода»:»У микрофона Галич» . Много пишет, путешествует, выступает с
концертами. 15 декабря 1977 внезапно умирает. Похоронен под Парижем, на кладбище
Сен-Женевьев дю Буа. После смерти Галича уже в 1993 году в книге «Я вернусь..» (
наконец-то!) -издательство «Искусство»- вышла его «Автобиографическая повесть»,
страницы которой приоткрыли новые стороны жизни писателя, например, его
представление о сопротивлении евреев в годы нацизма.
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Гафт Валентин Иосифович (Народный артист РСФСР)
"Родился 2 сентября 1935 года. В 1957 году окончил Школу-студию
МХАТ. В 1957-64 и в 1967-68 годах - актёр Московского драмтеатра, в 1964-68
годах - театра им. Ленинского комсомола, в 1968-69 годах -Театра сатиры. С 1969
года - в "Современнике". В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или
маловыразительные роли. Встреча с Э.Рязановым изменила его жизнь. Начиная с 1979
года Гафт снимался почти во всех фильмах Рязанова. Тогда же на него обратили
внимание и другие режиссёры. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица
Елена Изоргина. Последние годы живёт с актрисой Ольгой Остроумовой".
Источник: еврейская энциклопедия,
"семь сорок - наши люди"
Гердт (Храпинович) Зиновий Ефимович (Залман Афроимович), известный актер, (21 сентября 1916 – 18
ноября 1996). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (1990).
Родился в городе Себеже под Витебском.
Источник: еврейская энциклопедия,
"евреи в кино"
Горин Григорий Израилевич,
(Оффштейн) (12.03.1940 - 15.06.2000), известный драматург, сценарист,
член масонской ложи, член масонского клуба "Русский Пен-центр"
.
Настоящая
фамилия - Офштейн. Родился в Москве. Еще во время учебы в школе он начал писать
сценки, рассказы, фельетоны на школьные темы. После окончания медицинского
института Григорий Горин работал врачом "Скорой помощи", продолжая писать
рассказы, монологи, сценки. В 1966 году вместе с Аркадием Аркановым они написали
комедию "На всю Европу". К началу 1970-х годов у Горина вышло несколько
сборников пьес и рассказов. Наиболее известные работы: «Поминальная молитва» (по
Шолом-Алейхему, 1989).
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Гусманы Юлий Соломонович и Михаил Соломонович
Интервью: Один из них работает первым замом гендиректора
ИТАР-ТАСС и общается с президентами мировых стран в программе “Формула власти”,
другой — ставит спектакли в театрах, вручает кинопремию “Ника”и всю жизнь играет
в КВН. Что может быть у этих людей общего? Да то, что они родные братья.
Здание ИТАР-ТАСС. Офис Михаила Гусмана.
- В детстве у вас наверняка случалась масса конфликтов, как у младшего со
старшим...
- Расскажу вам историю. У моего брата в детстве были самые лучшие пластинки
рок-н-ролла, “Битлз”, особо ценные журналы, которые хранились у него в шкафу и
мне были недоступны. Естественно, я их всячески пытался, как бы интеллигентнее
выразиться, “подворовывать”. Тогда он стал шкаф запирать. Потери продолжались.
Он стал запирать шкаф на два замка. Вещи из шкафа продолжали исчезать. Юлик не
мог понять, что происходит. Наконец он нахально ввинтил в старинный полированный
шкаф две скобы и повесил на них амбарный замок. Но вещи продолжали пропадать.
Юлик сходил с ума! Наконец он повесил два висячих замка - а вещи все исчезали. И
когда мне исполнилось 50 лет, на моем юбилее я сказал: “Юлик, теперь я расскажу
правду, как это происходило”. Я просто отодвигал шкаф, ювелирно снимал заднюю
стенку, а потом возвращал все на место. (Смеется.)
- Дрались с братом часто?
- Ну как дрались... Мне 10 лет, ему 16 - какая уж тут драка? Мне оставалось
только бросить в него хрустальной вазой, что я и делал регулярно. Но самая
печальная история была другая. Так получилось, что у Юлика у одного из самых
первых в Баку появилась белая нейлоновая рубашка. В то время это была вершина
счастья! Однажды я сидел у нас дома и собирался есть гранат. Но в Баку его едят
не по зернышкам, как в Москве, а берут целую ягоду, обжимают ее со всех сторон,
она набухает соком, потом проделывают дырочку и высасывают этот сок. Тут вошел
Юлик в своей белой рубашке, у нас из-за чего-то возник конфликт. Когда он увидел
у меня в руках гранат, понял, что ему - хана, и бросился бежать, но я догнал,
запустил ему в спину этим гранатом, и он растекся огромным бордовым пятном.
Естественно, жизнь рубашки на этом закончилась.
- Есть какие-то человеческие качества, которые, например, присутствуют у него,
но отсутствуют у вас? И наоборот?
- Конечно. Мы же с ним хоть и родные братья, дети одних и тех же родителей, но
по гороскопу разные. Я - январский, он - августовский. Он - яркий, шумный. Еще с
кавээновских времен, а это годы его ранней юности, все привыкли, что если Юлик
где-то появляется, значит, будут шутки и смех. Он замечательный мастер застолий.
Стоит ему открыть рот, что бы он ни говорил, люди начинают ржать. Вот это
замечательное его качество.
- То есть его работа в КВН как раз соответствует его характеру. А вашему
внутреннему устройству, значит, по душе серьезный жанр.
- Естественно. Я работаю в более чем серьезной организации под названием
ИТАР-ТАСС. Телевидение - это моя сопутствующая работа, а не основная. Но при
этом, конечно, мое любимое дело. В том числе и “Формула власти” - все-таки в
эфир вышло почти 70 программ. Развлекательный телевизионный жанр мне, честно
говоря, очень далек и совершенно неинтересен.
- Михаил Соломонович, а вы ведь внешне очень похожи с братом. Бывает, что вас
принимают за него, а его - за вас?
- Хороший вопрос на самом деле и очень смешной. Объясню почему. Дело в том, что
Юлик в детстве был черненький, я - шатенистый. Он был прямоволосый, я -
кучерявый. В детстве мы совершенно не были похожи! Шли годы. Юлик стал
отращивать усы, я был безусый. Потом я тоже стал усатый. Уже начали немножко
путать. Потом он отрастил бороду. Я же к бороде отношусь скептически и все
уговариваю его ее сбрить. Так вот сейчас нас путают очень часто. Но мы уже
привыкли.
Дирекция кинопремии “Ника”. Офис Юлия Гусмана.
Юлий Гусман:
«Когда Миша кинул в меня хрустальной вазой, я понял: ребенок требует особого
отношения»
- Юлий Соломонович, если говорить в целом, то вы, наверное, пошли в папу, а брат
- в маму?
- Ну, у нас так всегда и считалось, что я - папин сын, Миша - мамин. И поскольку
я старший, я пошел в медицину, а Миша, как младший, закончил институт
иностранных языков. Я проводил с отцом очень много времени. Он работал в
больнице и помимо того, что руководил отделением, был заместителем четырех глав
управлений, которые лечили всех начальников. У него была гигантская больница в
рабочем районе на окраине Баку - пятиэтажный терапевтический корпус, где
базировалась его кафедра.
- Юлий Соломонович, а вы помните, как родители вам сообщили, что у вас будет
брат? Как вы к этому отнеслись?
- Нейтрально, потому что мне было семь лет, и я не понимал, радоваться мне или
грустить по этому поводу. Должен сказать, что, когда Миша появился, это был
фантастически красивый ребенок. Настоящий херувимчик: светлейшие золотые волосы,
кудри, вылитый Купидон. Но в возрасте трех или четырех лет, когда после первого
конфликта он кинул мне в голову хрустальную вазу, стало очевидно, что этот
ребенок требует особого отношения. И мы иногда говорим, что у нас до
сегодняшнего дня отношения как в семье Кеннеди: мы друг друга очень любим и
уважаем, но у нас есть такая внутренняя конкуренция, что ли. В принципе, у Миши
в карьере всегда были ограничения. Ну согласитесь, не еврейское это дело - быть
директором Дома кино в Москве или первым замгендиректора ИТАР-ТАСС. Еврей из
Баку с фамилией Гусман - это не то что Иванов из Санкт-Петербурга. И надо отдать
должное, нам с Мишей никогда не приходилось сталкиваться с проявлениями
антисемитизма. Наши творческие начинания развивались последовательно, причем
Миша, пока меня не догнал и не обогнал, все время в этой гонке не терпел
компромиссов.
- Он, кстати, до сих пор благодарен вам за то, что вы взяли его в свою команду
КВН.
- Да, это была история. Я - капитан, самодержец и главный человек в команде.
Мише исполнилось шестнадцать лет. В команду мы принимаем с восемнадцати. И Миша
с помощью мамы, с помощью интриг, с помощью скандалов, но напросился к нам в
команду.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Гвердцители Тамара (Кофман) (известная певица)
Интервью: Контракт с Мишелем Леграном и беспокойный Париж,
муж-миллионер и благополучный Нью-Йорк — все не то. Она выбрала Москву,
надежного спутника жизни и близость к родне.
— Если вы — царица, ваш муж — король, то у принца-то как дела?
— У Сандро, у сына моего? (Смеется.) Дела очень серьезные. Ему уже 19 лет,
учится здесь — в Британской школе. Сейчас, правда, отдыхает в Грузии. Как только
наступают каникулы — сразу туда. Там отец, дядя, двоюродные брат и сестра —
естественно, кавказские люди без семьи не могут. Знаете, когда мы идем вместе,
многие думают, что я его герл-френд. А уж если прихожу на родительское собрание,
он сразу всех предупреждает: "It is my mam". Чтобы не было лишних вопросов. Я
так рада.
— Он еще не знакомил вас со своими подружками?
— Есть звонки инкогнито, в трубке часто слышу голоса девушек с акцентом. Звонят
из США, из Скандинавии — ну, все его подружки по колледжу. Но про своих девушек
он мне не рассказывает — у кавказских мужчин это как-то не принято.
— Но он еще и еврей, если определять национальность по матери. Кстати, Сандро
знает об этом?
— Конечно. Я рассказала сыну об этом, когда он был еще совсем маленький. Не
скажу, что намеренно прививала ему какие-то национальные традиции. Просто в
нашей семье отмечают все праздники — и еврейские, и грузинские.
— Значит, и у вас не было проблем с самоидентификацией? Все-таки по еврейским
традициям вы — еврейка, а по грузинским — грузинка.
— Я — человек мира. Выросла в интернациональной семье. Папа — грузин. Я такая же
эмоциональная, как и он. А моя мама — еврейка. Вот умом я в нее. Для грузин я —
Тамара Гвердцитали, а для евреев — Тамара Кофман. И никаких проблем.
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Герман Алексей
"Алексей Юрьевич Герман. Родился в Ленинграде. В 1960 окончил
ЛГИТМиК (мастерская Г. Козинцева). Работал в Смоленском драмтеатре,
Ленинградском Большом Драматическом театре (1961-1964). Над сценариями к своим
фильмам работает вместе с женой - Светланой Кармалитой. В 1990 организовал СПиЭФ
(Студия первого и экспериментального фильма) и является художественным
руководителем студии. В 1992 получил Приз "Золотой овен" в номинации "Человек
кинематографического года" ("За создание уникальной студии, интуицию и
настойчивость"). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Народный артист
РСФСР".
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Градский Александр Борисович (народный артист России)
Интервью: – По-моему, вам очень непросто жить, Александр
Борисович?
– Очень просто.
– Но сегодня, чтобы все было о'кей, надо льстить, улыбаться, играть по правилам.
Вы же никогда не скрываете своих чувств, не пытаетесь понравиться и, кажется,
делаете все для того, чтобы усилить негативное впечатление о себе.
– Правильнее будет так: я говорю всегда то, что я думаю, но я не говорю всего,
что я думаю.
– У вас нет друзей?
– Практически нет, у меня есть очень близкие приятели.
– И вы никогда не жалеете о каком-то своем поступке, слове?
– Крайне редко. Эмоции захлестывают в какой-то момент, я перестаю себя
контролировать, совершаю глупые или нелепые поступки. Потом жалею, но изменить
ничего уже невозможно.
– Вы вроде сейчас нечасто гастролируете по России?
– Езжу, но редко, 3 – 4 раза в месяц. Я так жизнь себе организовал, что, в
принципе, могу никуда не ездить и деньги будут идти.
– Вам можно только позавидовать. Ну а что с театром? Правительство Москвы вроде
выделило недавно 21 миллион долларов. Теперь, наконец, закончите строительство?
– Я не виноват, я не финансирую этот проект. Лужков, по крайней мере, ни разу от
меня не отказался. Деньги выделяются, но понемногу, изящно. Я не тот человек
(при всем своем жестком характере), чтобы куда-то ходить, ломать двери и
кричать: дайте мне это и это. Я так рассчитал, что после 55 найду еще 10 – 12
лет, чтобы в театре что-то сделать.
– Все еще чувствуете себя неоцененным?
– Конечно! Но только не слушателями. У меня есть своя публика, которая приходит
и говорит: мы ничего, кроме А.Г., слушать не будем. Вообще. Ни в нашей стране,
ни за рубежом.
– Готовясь к интервью, я узнала, что вам только к 50-летию дали звание
народного. Поздновато вроде?
– Это в основном, скажем так, мне дали мои друзья. Просто позвонили куда надо и
сказали: а чего ж… А там сказали: а сейчас мы сделаем. Президент к тебе хорошо
относится, глава администрации тоже к тебе хорошо относится, и все считают, что
ты народный уже давным-давно. Ну давай мы навесим тебе эту медаль!
– Я читала ваши высказывания об Агузаровой, Шевчуке, Гребенщикове, Макаревиче.
– Ничего плохого я не говорил…
– Ну да, кроме того, что они не умеют петь, фальшивят.
– Да так и есть, но это не значит плохое. Людям нравится Гребенщиков? Кому-то –
да. Кому-то – нет.
– А как же ваш принцип: «Сиди на своем крыльце, ни во что не вмешивайся, и мимо
тебя пронесут труп твоего врага»?
– Если я вам скажу, что сижу на своем крыльце, я точно буду Гребенщиков, который
изображает из себя тибетского монаха. А на самом деле он любит пить водку,
закусывать селедкой, ходит в кожаной куртке и ездит на машине. Это все игра.
Борька замечательный парень, но каждый играет в свою игру. Он прекрасно знает,
что не умеет играть и петь (с моей точки зрения). Но я ценю и люблю его
совершенно не за это.
– Те, о ком вы высказываетесь подобным образом, считают вас, видимо, злейшим
врагом?
– Ну какие враги, если с Борькой я общаюсь, целуюсь и его люблю… И с Макаром,
который не умеет ни петь, ни играть, я тоже обнимаюсь и целуюсь. И что?
– Александр Борисович, у вас ведь дочь и сын. У них ваш характер?
– К сожалению, во многом – да. Это ужас просто, я не могу с ними справиться, их
можно только жахнуть стулом по голове, а это исключено, потому что это все
равно, что самого себя поколотить, сильно люблю обоих…
Так вот: сын работает в АФК «Система-ГАЛС», окончил Лондонскую школу экономики,
занимается бизнес-менеджментом. Ему 24, дочке 19, окончила частную школу
искусств в Англии, сейчас в МГУ на истории искусств. Я за них рад, они имеют
силу характера. Понимаю, что они могут работать над собой, но почему-то нужна
куча условий, чтобы они начали вообще работать. Оба с ленцой, может, жизнь легко
дается… Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Городницкий Александр (известный поэт-песенник)
"Городницкий шел по жизни такой легкой поступью, что даже не
очень было понятно, как он живет - изредка мелькнет афиша - вечер, концерт -
никаких потасовок, скандалов, эксцессов, только шум вечного времени в
промежутках между концертами. И, судьба - как оказалось - более чем
состоявшаяся.
Профессор, академик РАН. Член союза писателей СССР с 1972 г. Лауреат, дипломант,
председатель жюри многочисленных фестивалей авторской песни. Более 20 раз ходил
в рейсы на научно-исследовательских судах - посетил Канаду, Австралию,
Антарктиду, Гибралтар, самые дальние окраины российского Севера: был везде.
Мне не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса,-
В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса!
Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы
Плеск волны, мерцание весла,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
Городницкий - средостение двух трагедий, кладущих отпечаток на любую судьбу - не
Городницкого. Бард и еврей. В его мемуарах - и та, и другая трагедия будут
отражены. Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Гнесины (Сестры Гнесины, или детище дочерей ростовского раввина).
"Сёстры эти родились в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого
раввина Ростова-на-Дону, и Беллы Исаевны Флетзингер-Гнесиной. Фабиан Осипович
был достаточно образованным человеком (по тем временам): уроженец одного из
местечек Минской губернии. Белла Исаевна была хорошей пианисткой (она училась у
самого Станислава Монюшко, ставшего впоследствии выдающимся польским
композитором) и обладала незаурядным певческим голосом. Она могла бы быть
профессиональным музыкантом, но судьба решила иначе, и она стала матерью
двенадцати детей, семеро из которых всё же стали музыкантами по профессии.
Многие знаменитые русские пианисты и композиторы (например, А.Б. Гольденвейзер,
Н.К. Метнер, Р.М. Глиер, А.Т. Гречанинов) были товарищами сестёр Гнесиных по
консерватории. В 1891 году семью Гнесиных постигло большое горе: умер отец,
Фабиан Осипович. Тогда на помощь пришли консерваторские учителя. Они помогли
определить Елену на место учителя музыки в гимназию Арсеньевых. Так началась её
педагогическая деятельность. Сёстры сначала организовали музыкальную школу в
своём (вернее, в арендованном ими) доме в Гагаринском переулке. Пока школа
располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было
средств). И вот, в начале февраля 1895 года в Москве открылось «Училище сестёр
Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» - Мария).
Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена, обладавшая поистине
мужским, волевым, решительным характером. Так наши три сестры нашли себе Дело в
Москве. Итак, дочери раввина - одна за другой - поступают в Московскую
консерваторию и успешно заканчивают её. Как ни странно, у колыбели музыкального
образования в России оказались в основном евреи: Санкт-Петербургскую
консерваторию основал Антон Рубинштейн, Московскую - его брат Николай,
музыкально-педагогический комплекс в Москве - наши героини. Забегая вперёд,
скажу, что и Донскую консерваторию в Ростове основал опять-таки Гнесин, брат
трёх сестёр Михаил Фабианович. Вернёмся, однако, к нашим сёстрам. Сначала
педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901
году, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра,
Елизавета, и появился класс скрипки. Одной из первых выпускниц училища была
самая младшая сестра Ольга (она обучалась у Елены Фабиановны), которая тоже
стала преподавать в училище. Популярность нового училища выросла настолько, что
уже к началу ХХ века силами только сестёр невозможно было управиться с
разросшимися классами. И тогда сёстры стали привлекать для преподавания
музыкантов. Такими преподавателями стали выдающиеся композиторы Р.М. Глиэр, А.Т.
Гречанинов, известная пианистка Е.А. Бекман-Щербина. Пришлось искать новое
помещение для училища, и в 1902 году был снят небольшой деревянный особнячок на
Собачьей площадке, 5. В этом доме семья Гнесиных и их учебное заведение прожили
более полувека. Подружился с Гнесиными и Д.Д. Гончаров, родственник жены Пушкина
и владелец имения «Полотняный завод», где родилась Наталья Николаевна. Гончаров
неоднократно приглашал Елену Фабиановну погостить в имении, где у него иногда
скрывался от полиции А.В. Луначарский.
Именно в имении Гончарова произошло знакомство Луначарского с Еленой Фабиановной,
что впоследствии немало помогло сохранению и развитию училища (после революции).
Вскоре после революции Дело Гнесиных понесло первую чувствительную утрату:
скончалась Мария Фабиановна. Но училище продолжало работать, и уже в 1919 году
по решению Луначарского, ему был придан статус Государственной музыкальной
школы, которая в 1925 году была преобразована в Государственный музыкальный
техникум имени Гнесиных.
Возглавлявшая Дело Елена Фабиановна пользовалась любой возможностью, любыми
связями для того, чтобы расширить техникум, и уже в 1930 году ему было передано
здание бывшего «Бытового музея 1840-х годов». В 1936 году техникум был
преобразован в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных. В училище стал
преподавать ещё один Гнесин - композитор Михаил Фабианович. Вообще же он был
одним из первых советских композиторов, автором «Симфонического монумента
1905-1917 гг.». Был он и видным автором еврейской музыки: ему принадлежит опера
«Юность Авраама» (1923), цикл песен «Повесть о рыжем Мотеле» на слова И. Уткина
(1929). Среди учеников М.Ф. Гнесина - советские композиторы В.Л. Клюзнер, А.С.
Леман, А.И. Хачатурян. Конец 1940-го и весь 1941 год были тяжёлым временем для
семьи Гнесиных и их Дела. Умерла Евгения Фабиановна - старшая сестра и
многолетний соратник Елены Фабиановны. А через полгода началась Отечественная
война. Прекратилось строительство на улице Воровского. В октябре 1941 года
Комитет по делам искусств издал приказ о прекращении занятий в училище. Гнесины
были эвакуированы из Москвы - в Свердловск и Йошкар-Олу. Последней вывезли - в
Казань - Елену Фабиановну, где она преподавала в местном музыкальном училище. В
1963 году умерла Ольга Фабиановна. Ушла из жизни последняя из сестёр, самая
младшая, воспитанница и ученица Елены Фабиановны. Из всей большой семьи Гнесиных
Елена Фабиановна осталась одна. Она решила освободить всю верхнюю часть
квартиры, чтобы в ней разместить ректорат Института, а кабинет Ольги Фабиановны
предоставить директору Института Ю. Муромцеву. И сразу же организовала переезд!
В Москве широко отмечали 90-летие Елены Фабиановны. Интервью, съёмки для
телевидения, записи её выступлений изрядно утомили юбиляршу. Говоря словами
Горького, Елену Фабиановну «чуть не до смерти зачествовали». 30 мая 1964 года
прошла часовая радиопередача, а 31-го, в день рождения Е.Ф. - чествование в
концертном зале.
|