Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Шагал Марк (известный художник)
"«Не будь я евреем, я бы не стал художником»
Он делал витражи для Иерусалимского университета, расписывал плафон парижской
«Гранд-опера», создал роспись в театре во Франкфурте, сделал витраж в здании ООН
в Нью-Йорке и роспись в Метрополитен-опера, витраж для Реймского собора, для
церкви в Цюрихе, для Художественного института в Чикаго... Этот необычайный
талант заполнил весь XX век. Вместе с Пикассо - своим другом и поклонником -
Шагал обновил художественное восприятие человечества. В 1933 году в нацистской
Германии по приказу Геббельса будут публично предавать огню картины Марка
Шагала, к которому фашисты имеют одну претензию - он представитель
«дегенеративного искусства». ...Сколько сил, выдумки, энергии когда-то отдал
Шагал созданию Витебского народного художественного училища! У него в кармане
была бумага, подписанная наркомом Луначарским: «Т. художник Марк Шагал
назначается уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. Всем
революционным властям предлагается оказывать тов. Шагал полное содействие».
«Губернский уполномоченный» - это высшая должность, полученная Шагалом в России.
И вот теперь он ходил по Москве, навещал друзей и знакомых. Тяжесть жизненных
невзгод, скитаний и голодных лет в юности не поубавили ни энергии, ни
фантастического блеска в глазах всемирно известного художника. Когда-то критик
Эфрос находил в Шагале странности детских сказок, небылиц, вымыслов, за которыми
открывался фантасмагорический мир национальной еврейской мистики, пытавшейся
чудесно преобразить нищенский быт местечкового существования. Сам нарком
Луначарский назвал Шагала Гофманом околовитебских трущоб. И в девяносто лет
Шагал продолжал работать - сделал иллюстрации к «Одиссее», к «Буре» Шекспира,
витражи для церквей во Франции и Великобритании, для Художественного института в
США. Он награжден орденом Почетного легиона...
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Шаинский Владимир Яковлевич, композитор, родился 12 декабря 1925 года в
Киеве
"После Великой Отечественной войны он поступил на оркестровый
факультет Московской консерватории (солист-скрипач), которую окончил в 1949
году. Затем он три года работал в оркестре Леонида Утесова, потом преподавал в
музыкальной школе, впоследствии работал оркестровщиком, композитором и
музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. В 1962 году Шаинский
поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в
классе Кара Караева. В 1970-е годы его имя звучало рядом с А.Островским,
А.Пахмутовой, М.Таривердиевым и другими крупнейшими советскими композиторами
песенного жанра".
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Ширвиндт Александр Анатольевич, известный актер
"Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (1956). С 1956 -
актер театра им. Ленинского комсомола в Москве, с 1969 - Московского
драматического театра на Малой Бронной, с 1970 - театра Сатиры. В кино с 1950
года. В 1989 г. Александру Ширвиндту присвоено звание народного артиста РСФСР.
Преподает в Театральном училище им. Щукина. 19 декабря 2000г. вступил в
должность художественного руководителя Московского академического театра Сатиры
(назначен на место Валентина Плучека, художественного руководителя театра на
протяжении многих лет). Член правления, сопредседатель совета попечителей
Московского английского клуба, президент Академии авторитетов - акции "Золотой
Остап" с 1993 г. Награжден Орденом Дружбы Народов в июле 1994г."
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Шкловский Олег (известный актер)
Интервью: Шкловский искал себя. за его плечами – двадцатилетний
профессиональный артистический стаж. Он играл главные роли в "Современнике"
времен его фантастического становления; снимался в кино – в роли Джеки Чеснея в
комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!" (которая стала своего рода его визитной
карточкой), Дебре ("Узник замка Иф"), Жака ("Любовь французская и русская");
долгие годы был ведущим телепередачи "Как это было".
Но природа все-таки взяла свое – Шкловский был рожден актером, понял это и
вернулся - в профессию и к себе. И вернулся с блеском – роль раввина Авраама
Гольда в российско-израильском сериале "Под небом Вероны" стала настоящей
вершиной его мастерства.
— Олег, снимаясь в Израиле, вы как-то особенно остро ощутили свое еврейство?
— Нет, я бы так не сказал. Я ощутил приближение к Святой земле и к Гробу
Господню. А еврейство? Я встретил таких же людей, как в Одессе, Мелитополе,
Москве... это такие же люди, которые меня окружают. Все знают, что я –
православный христианин. Я крестился в 32 года. Я сам, по своим убеждениям
пришел к этому. Я много искал, я много блуждал по другим дорогам, входил во
тьму, но я искал. Наконец, пришел час, я был уже взрослым человеком, и я сделал
выбор – я пришел. Господь меня привел, и до сих пор мне радостно ощущать, что
больше я не блуждаю.
— И вы, православный христианин, сыграли роль раввина. Как вам "жилось" в этом
образе?
— Окунуться в эту историю об Аврааме Гольде мне было очень интересно - это Книга
Моисеева, это вся Библия. Я бы сказал, что моя вера повлияла на этот образ. Этот
человек – фанатично беспощаден, поэтому он не может чуть-чуть приподняться над
миром и посмотреть любящим оком, как смотрит Господь и на праведников, и на
грешников. И я его понял, и я это воплотил.
— Я задам вам личный вопрос. Как ваши родные, которые живут в Израиле, оценили
эту роль?
— Я без всякой гордыни скажу, что для них это было шоком. Они меня знают как
веселого, характерного, комедийного актера. А в этой роли меня не сразу узнали –
это был совсем другой человек, настоящий раввин. Для меня это было радостно.
Дело в том, что среди моих родственников – дальних, ближних – есть очень много
крещенных в православных христиан. Я не белая ворона. Очень многие из тех, кто
живет в России, уже и племянники, и внуки, давно уже православные евреи. Они
носят крестики, ходят в храм, причащаются, стараются не гневить Бога. А среди
родственников моих, живущих в России, верующих не было, если говорить об
иудействе. Мама делала фаршированную рыбу, на праздник ели мацу, но это не
значит, что они веровали, ходили в синагогу, нет.
— Есть ли у вас любимые актеры, режиссеры, с кем вам хорошо работается?
— Вообще? Это сложно. Я назову тех, с кем работал в Израиле, – Наталью Манор,
Люсю Дубинчик, Павла Кравецкого, Сашу Демидова. Обязательно надо назвать
сценаристов – Давида Кона и Ефима Абрамова. Я хотел бы упомянуть и Зеэва
Фельдмана, это доктор психологии, который любезно предоставил нам свою квартиру,
в которой мы снимали семью Авраама Гольда. Я был окружен потрясающей заботой,
любовью, радостью во время всех моих перипетий.
— Наверное, надо очень любить свою профессию, чтобы так играть, как вы. Но я
знаю, что вы сомневались в выборе профессии, вы из нее уходили и, в конце
концов, вернулись, чтобы остаться. Видимо, это было дано вам в испытание?
— Вы сейчас очень мудро сказали, да, мне нужно было пройти определенное и очень
тяжелое испытание, и я его прошел. Сейчас у меня есть возможность как бы еще раз
проявиться, хотя я был в большом сомнении, что вернусь на круги своя. Мне
предлагают много ролей, но далеко не все они такие, как Авраам Гольд.
— Вы снимаетесь в каких-то сериалах?
— Да, вот сейчас Михаил Козаков затевает очень интересный проект под названием
"Очарование зла", автор сценария Бородянский, это шесть серий, о белой
эмиграции, 20-е годы, об агентуре НКВД, которая занималась вербовкой агентов в
Париже.
— Ну, он халтуру снимать не будет. А вы кого играть будете?
— Я играю очень интересную роль, человека по имени Дуглас, он – руководитель
контрразведки в Париже в те времена и непосредственно руководит и вербует всю
белоэмигрантскую "мишпуху". Сценарий очень интересный, впервые будет сказано о
том, о чем люди не догадывались и до сих пор не догадываются. Я очень верю в
Козакова как в талантливого режиссера. И такой тандем: Бородянский – Козаков, и
группа артистов – а он набирает только по своему сердцу, кого любит и в кого он
верит.
|