Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Райкин Аркадий Исаакович, актер, (24.10.1911 - 17.12.1987), жена Рома
"Народный артист СССР (1968), Лауреат Ленинской премии (1980),
Герой Социалистического Труда (1981) родился в Риге 24 октября 1911 года
Несмотря на свое театральное образование (его учителем был известный режиссер и
педагог профессор В. Н. Соловьев ), Райкин был насквозь "эстраден". Молодым,
веселым, обаятельным, таким предстал Райкин в жанре конферанса и сразу же
расположил к себе зрителей, покоряя их своей органичностью. Это был "умный
собеседник, деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с
которым приятно провести вечер и не хочется расставаться". Подлинным призванием
Аркадия Райкина стала эстрада: сначала он выступал с эстрадными номерами, позже
став конферансье.
В 1987 году в Москве открылся театр "Сатирикон", история которого связана, в
первую очередь, с именем первого руководителя - великого Аркадия Райкина. .
"Райкин - это было больше имени. Это действовало в стране уникальное учреждение.
Учреждение надежды, радости и здравого смысла, полвека сражавшееся против.
Сейчас-то мы знаем, против чего..." Прародителем "Сатирикона" был основанный в
1939 году Ленинградский театр эстрады и миниатюр, получивший известность как
театр Райкина. Это был театр со своим репертуаром, постоянным актерским составом
и со своим бесспорным лидером. Родившись в недрах, Ленинградский театр эстрады и
миниатюр постепенно ушел от традиционной многожанровой эстрадной программы.
Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец,
уникальная личность руководителя определили его собственное и неповторимое место
в нашей театральной культуре. В 1982 году театр переехал в Москву. Теперь он
назывался Государственный театр миниатюр. В его коллектив влилась большая группа
молодых актеров. Рядом с Аркадием Райкиным в нем появился еще один лидер -
Константин Райкин. "Я всегда критически относился к семейственности на
производстве, а теперь вот сам впал в этот "грех", но нисколько в нем не
раскаиваюсь. Мой сын принимает трудное фамильное наследство..." В июне 1987 года
театр получил здание на Шереметьевской улице. Однако 20 ноября этого же года
ушел из жизни Аркадий Райкин. Закончилась целая глава в истории сценического
искусства. Эстафету принял Константин Райкин.
Райкин Константин
Аркадьевич, актер, режиссер
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Раневская Фаина Георгиевна (27.08.1896 - 19.07.1984)
"В течение нескольких десятков лет, начиная с 1930-х годов, одной
из самых популярных актрис театра и кино была Фаина Раневская".
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Рубина Дина, писательница, проживает в Израиле.
Интервью: - Мой муж, всегда с убийственной точностью
предсказывает, на сколько мне хватит любых заработанных денег: на два дня.-
Судя по году вашей репатриации в Израиль, 2005 год для вас юбилейный, целых 15
лет бродите по библейской пустыне. - Люблю я эту землю и мне
всегда её будет мало. Да и библейская пустыня сегодня пересечена множеством
дорог с неплохим покрытием, - Моисей со своей бандой бродяг были бы довольны.
- А как насчёт импровизированных капустников в кругу друзей? -
Нет, я в жизни мрачный и довольно скучный человек, моя семья вам
засвидетельствует это со злорадным удовольствием.
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Рубинштейн Антон Григорьевич (16.11.1829 - 20.11.1894)
"Пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный
деятель - происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Он родился 16
ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Музыкой начал
заниматься под руководством матери, а в восемь лет стал учеником пианиста
А.И.Виллуана. Александр Иванович Виллуан. На всю жизнь остался любимым
преподавателем музыки для Рубинштейна "Он был моим единственным учителем. Других
учителей у меня в жизни не было", - утверждал композитор. Возможность
отблагодарить Виллуана появилась спустя много лет, когда Антон Рубинштейн уже
был директором Петербургской консерватории и известным пианистом. Тогда он
сыграл перед квалификационной комиссией, рассматривавшей вопрос о выдаче диплома
свободного художника, несколько сложнейших произведений и представился учеником
Александра Ивановича, предложив оценить педагогический талант своего учителя.
Диплом был присужден Виллуану единогласно. В десять лет Антон Григорьевич
впервые выступил публично как пианист в Москве, а в одиннадцать начал свое
первое турне, с триумфом концертируя в европейских городах. Услышав игру юного
музыканта, Лист воскликнул: "Рубинштейн - одно из блистательнейших явлений
фортепианной виртуозности, он будет моим преемником!" Игра самого Листа
настолько потрясла Антона, что с мальчиком случился нервный припадок, длившийся
несколько часов. Закончив турне, Рубинштейн остался учиться за границей - с 1844
по 1846 год он занимался в Берлине теорией композиции у З.Дена, встречался с
Ф.Мендельсоном и Ф.Листом, а в 1846-47 годах учился в Вене. Вернувшись в
Петербург в 1858 году, Рубинштейн начал широкую музыкально-общественную
деятельность. По его инициативе и под его руководством были организованы Певчая
академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г) и первая в России
консерватория - Петербургская (1862 г.), в которой до 1867 года Антон Рубинштейн
был профессором и директором (кстати брат Антона Рубинштейна - Николай, был
основателем Московской консерватории. В семидесятых - начале восьмидесятых годов
Антон Григорьевич Рубинштейн вёл жизнь странствующего виртуоза. Он был
художественным руководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене.
В одном из венских журналов Рубинштейн неосмотрительно опубликовал "Русские
композиторы". Хотя он писал о музыкальности русского народа и своеобразном
очаровании русских песен, хотя назвал Глинку "гениальнейшим русским
композитором", на при этом высказал сомнения в возможности создания национальной
русской оперы. Эти его слова вызвали весьма своеобразный отклик и за Антоном
Рубинштейном закрепилась слава "хулителя русской музыки". Мало кто знал, что
трагедия Антона Рубинштейна состояла в том, что все считали его гениальным
исполнителем, а он хотел быть великим композитором. "Рубинштейн действительно
Бог, когда он за роялем", - писал С.Надсон. "Исполнение господина Рубинштейна
без малейшего колебания может и должно быть названо гениальным", - вторил ему
Ц.Кюи. Сам же Антон Григорьевич с горечью писал: "Если Рубинштейн-композитор
включается в концертную программу, то этим он, пожалуй, обязан
Рубинштейну-пианисту".
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Рубинштейн Ида Львовна (актриса, танцовщица) (03.10.1883,
С.-Петербург - 20.09.1960 Франция)
"Кто не видел Иду Рубинштейн - не знает, что такое красота. (всем
советую посмотреть, будете знать что такое иудейская красота. Собиратель) В 1907
году окончила драматическую школу при Малом театре, работала в МХТ. В
драматическом театре Рубинштейн играла под псевдонимом Львовская. Обнаженная,
неимоверно худая, с телом, по воле судьбы и художника состоящим почти из одних
прямых углов, с перстнями на пальцах ног, похожая на древний ассирийский
барельеф. Богачка с причудами, героиня светской хроники. Танцовщица и актриса,
для которой работали великие художники, режиссеры и композиторы... Облик этой
женщины, поражавший современников обжигающей, до пародии, утонченностью, всегда
ассоциируется с рисунками Бердслея и картинами Гюстава Климта. Нарочитая
загадочность облика и поведения, естественная вычурность, характерные для
времени модерна, нашли в Иде Рубинштейн абсолютное воплощение - не женщина, а
какая-то ходячая стилизация эпохи. Ее облик и стиль жизни до карикатурности
соответствовали модному словечку "декадентство". Внешность "роковой женщины"
сочеталась с ярко выраженным семитским типом и поистине библейской красотой -
наверное, так выглядела Суламифь, пленившая царя Соломона. Плюс необыкновенно
высокий рост: в газетах писали - "длинная, как день без хлеба". Иссиня-черные, а
позже красно-рыжие густые кудри. Томную Иду современники называли "нездешней
сомнамбулой". Никто не мог равнодушно смотреть на это бледное, без румян, лицо,
на "рот, как у раненой львицы". В ее биографии очевидны две безусловные вещи -
нестандартная внешность и огромные деньги, унаследованные от отца, банкира и
просвещенного мецената Льва Рубинштейна. Ида Львовна Рубинштейн родилась в
Харькове (разные источники называют то 1880, то 1883, то 1885 годы), жила в
Киеве. Ида в 20 с лишним лет, не имея специального образования, дебютировала как
танцовщица. Она сняла специальное помещение в Петербурге, где исполнила отдельно
от спектакля "Танец семи покрывал". В финале танца Саломея раздевалась почти
догола, оставаясь в одних бусах. Мнения зрителей разделились. Станиславский
назвал ее "бездарно голой", но исследователи творчества Ахматовой не исключают,
что позднейшие строки "вихрь саломеиной пляски" навеяны в том числе и танцем
Рубинштейн. Окрыленная премьерой, Ида решила предпринять попытку выступать в
Париже, но тут родственники возмутились вконец. По их просьбе парижский врач
упрятал ее в сумасшедший дом: не может быть нормальной девица из хорошей семьи,
если она упорствует в лицедействе. Через месяц Ида выбралась из застенков и,
чтобы избавиться от опеки, быстро вышла замуж за своего кузена Владимира
Горовица. Поругавшись с Дягилевым, Ида создала во Франции собственный театр. Как
бы ни оценивать спектакли этой труппы, она собирала полные залы. (Ревнивый
Дягилев никогда не простил ей этого и до самой смерти чернил конкурентку в
интервью и частной переписке.) В мистерии "Мученичество святого Себастьяна" на
музыку Дебюсси (1911) Ида сыграла роль мученика христианской церкви, юного
отрока в тунике и доспехах, казненного римлянами. "Во время спектакля невозможно
было распознать, какого пола госпожа Рубинштейн", писали рецензенты. Спектакль
длился около пяти часов и не пользовался особым успехом: мешали неправильное
французское произношение и резкий, "неженственный" голос актрисы. Качества,
которые прекрасно можно было бы обыграть в современном театре, тогда пришлись не
ко двору.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Резник Илья Рахмиэлевич, родился 4 апреля 1938 года (известный
поэт-песенник)
Интервью:
— Илья Рахмиэлевич, вы как-то обмолвились, что происходите из семьи датских
интернационалистов. У вас что, имеются датские корни?
— Дело в том, что мои бабушка и дедушка со стороны отца — Рахмиэль Самуилович и
Рива Гершевна — в 1934 году приехали в Союз из Дании. Они были
интернационалистами, участниками соответствующих движений, ну и решили
обосноваться в стране восходящего коммунизма.
— Но в вашей официальной биографии значится, что бабушка и дедушка вас
усыновили. Как же это случилось?
— Это долгая и непростая история. Дело в том, что мои бабушка и дедушка привезли
в Питер моего отца Леопольда и его сестру Иду. Правда, тетя Ида быстренько
сообразила, куда она приехала, что это за страна на самом деле, и мотанула
обратно в Данию. А мой папа остался и вскоре женился на моей матери. В 38м
родился я.
— Моя мать второй раз вышла замуж и уехала жить в другой город. Вот поэтому
бабушка с дедушкой меня и усыновили.
— Вы продолжали общаться с матерью?
— Я не общался с ней долгих десять лет. И возобновил общение только в 1956 году.
Простил ей все, даже помогал ей. У нее же был муж — ну ирод самый настоящий,
Наум Исаакович, партийный работник. Моя мама родила от него тройню: Марину, Вову
и Леру, они сейчас живут в Израиле. Так вот, когда они были маленькими, этот
Наум Исаакович рвал их одежду, чтобы только они гулять не ходили. Садист, в
общем...
— А в вашей семье соблюдались еврейские традиции?
— Ну конечно! У нас дома всегда была маца. Бабушка готовила из нее разные
вкусные блюда.
Илья Резник много раз бывал в Израиле, у него там жил сын, главный редактор
газеты «Курьер». В Хайфе живут две сестры и брат.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Резникова Анна (популярная певица)
Интервью: - Я певица, не менее известная на «продвинутом»
Западе, нежели в России или в Израиле.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Рубальская Лариса (известный поэт-песенник)
Интервью: - Насколько я поняла из вашей биографии, Лариса,
еврейство вам близко, и даже кровно близко, ведь так?
- Отец мой был еврей, мать моя – наполовину еврейка (по отцу), а я – еврейка еще
и по мужу, и по жизни, и по ощущению жизни.
-В общем, "евреи, евреи, кругом одни евреи". Вы бываете с гастролями во многих
городах и странах, чувствуете ли вы что-нибудь особенное, бывая на гастролях в
Израиле?
- Я вам скажу честно – мне бы хотелось сказать, что чувствую, но на самом деле
люди живут везде одинаково. И везде есть люди, которые живут, отчаявшись,
проблематично, но принимают меня везде тепло и радостно. Свои гастроли в Израиле
я могу сравнить только со своими гастролями в Америке, стране богатой, которая
внушает людям, что они живут в самой замечательной стране мира. Но мне кажется,
что израильский зритель искреннее, теплее, душевнее, чем в Америке. Хотя и там и
здесь концерты проходят на самом высоком уровне, по моим ощущениям – здесь
лучше.
- Во-первых, я начинаю свой концерт песней "Как живете, дорогие", написанной
специально к израильским гастролям. Во-вторых, у меня есть две шуточные песни,
специально написанные на еврейские темы, – "Фимина мама" и "Сема", на
стилизованную музыку.
- Согласны ли вы с тем, что ваша главная песня, если так можно выразиться,
"генерал" среди песен – романс "Напрасные слова", которую так замечательно
исполняет Александр Малинин?
- Да, я не могу с этим не согласиться – так получилось.
Вы помните, как создавалась эта песня?
- Помню, это было очень странно. Я ездила тогда с японскими корреспондентами в
какой-то подмосковный колхоз. Нам показывали коровники, коров-медалисток... Я
очень хорошо помню: я стояла в коровнике, и у меня в голове возникла строчка:
"Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала". Все! А потом она сама как-то
сложилась.
- "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Нравится ли вам время, в которое
вы живете?
- Мне нравится то, что я захватила разные времена. Я бы не хотела прожить всю
жизнь в сегодняшней России, когда благополучно, сыто, все есть. А я успела
пожить в России, закрытой от другого мира,
- В одном из интервью вы сказали, что собираетесь освоить "птичий язык", на
котором поет молодежь – группы и певцы. Ну и как, есть успехи в этом
направлении? Молодые поют ваши песни?
- Надо существовать не вчера, а сегодня, завтра и послезавтра. Надо обязательно.
Или я этот язык освою, или подчиню тому, что я делаю. Мои песни пели Алсу и Катя
Лель, молодежные группы пока не пели – но я надеюсь, что еще споют.
- Какие самые главные слова за всю вашу совместную жизнь вам сказал муж?
- Он не мастер на эти слова. Но зато я про своего любимого мужа такую песенку
написала:
"И кто Давида тронет, Тому пощады нет - Ведь он - мой муж в законе, Он мой
авторитет".
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Розенбаум Александр Яковлевич (известный певец)
Интервью: - Александр Яковлевич, кроме того что вы известный
автор и певец, вы – депутат Госдумы, есаул Донского казачьего войска. Ничего из
ваших регалий не упустили?
- Я - еврей. Российский еврей.
- Еврей и есаул. Почти оксюморон.
- В последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом
совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться
еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных
погромщиков – первые съезды и мероприятия еврейской общины.
- Каким вам, как депутату Российской Госдумы, видятся перспективы существования
еврейской общины в России, да и есть ли еще она?
- Судя по количеству организаций, ее представляющих, община, безусловно, есть. А
перспективы… В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи,
делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать.
Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в
которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить
полноценной еврейской жизнью.
- Вы знаете о последних заявлениях президента Ирана: о том, в частности, что
надо стереть Израиль с карты мира? Россия между тем способствует оснащению Ирана
ядерными технологиями.
- Я недостаточно компетентен, чтобы обсуждать мотивы российского руководства,
заставляющее его продолжать такую форму сотрудничества с Ираном. Но думаю, что в
свете последних заявлений президента этой страны в Москве будут сделаны
соответствующие выводы. Я знаю, что мой друг Авигдор Либерман – политик,
которого я очень уважаю - обратился к нашему президенту с письмом, содержащим
призыв пересмотреть политику России в этом направлении. Надеюсь, это обращение,
да еще и подкрепленное подписями тысяч израильтян – бывших граждан СССР, внесет
свою лепту в разрешение этого вопроса.
Вообще я считаю, что Израиль обязан стать центром могучей оси США - Россия.
Израиль может стать не просто посредником между США и Россией, но дать этому
союзу настоящий высокий дух братства, основанного на общих ценностях Библии.
Александр Розенбаум: "Все вернется!"
- Каким вам, как депутату Российской Госдумы, видятся перспективы существования
еврейской общины в России?
- Судя по количеству организаций, ее представляющих, община, безусловно, есть. А
перспективы… В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи,
делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать.
Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в
которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить
полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано
ставить крест – вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение.
- И это несмотря на то что депутаты Госдумы обращаются в Генпрокуратуру с
петициями о запрете деятельности названных вами организаций?
- Еще Вяземский сказал, что главные беды России – дураки и дороги. И если от
второй напасти есть надежда избавиться, то от первой – вряд ли. Антисемитизм
существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не
в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут
всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает
тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать,
власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю,
что она им пойдет в обозримом будущем.
- Вы знаете о последних заявлениях президента Ирана: о том, в частности, что
надо стереть Израиль с карты мира? Россия между тем способствует оснащению Ирана
ядерными технологиями.
- Я недостаточно компетентен, чтобы обсуждать мотивы российского руководства,
заставляющее его продолжать такую форму сотрудничества с Ираном. Но думаю, что в
свете последних заявлений президента этой страны в Москве будут сделаны
соответствующие выводы. Я знаю, что мой друг Авигдор Либерман – политик,
которого я очень уважаю - обратился к нашему президенту с письмом, содержащим
призыв пересмотреть политику России в этом направлении. Надеюсь, это обращение,
да еще и подкрепленное подписями тысяч израильтян – бывших граждан СССР, внесет
свою лепту в разрешение этого вопроса.
Вообще я считаю, что Израиль обязан стать центром могучей оси США - Россия.
Только эта ось может остановить варварство джихадизма. Вторую мировую русские и
американцы выиграли благодаря стратегическому партнерству, кульминацией которого
стала встреча на Эльбе. Перелом в идущей сейчас Третьей мировой принесет встреча
в Иерусалиме. Если США и Россия станут по-настоящему союзниками в борьбе с
террором, то вместе они решат любые проблемы – в том числе иранскую. Но для
этого надо отказаться от наследия холодной войны. В частности, Америке пора
учитывать интересы России и компенсировать ей экономические жертвы, на которые
ей придется пойти ради общей победы. Тем более что США на эти жертвы не идут.
Израиль может стать не просто посредником между США и Россией, но дать этому
союзу настоящий высокий дух братства, основанного на общих ценностях Библии. И
роль русскоязычной общины в этом процессе может стать ключевой.
- К слову, о русскоязычной общине Израиля. Как вы оцениваете ее политический
статус в Израиле: ее возможности и перспективы?
- Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение
библейских пророчеств - восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет
изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских
евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта),
Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно
побеждал в прежних войнах Израиля, – все они имеют российские корни. И русские
евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер
"русской" общины, упомянутый мной Ивет Либерман, по духу и по делу – настоящий
продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и "раннего" Шарона.
- Вы знакомы с планом Либермана о "разделении народов"? Вы согласны с ним?
- Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу "Ничего,
кроме правды". У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность
принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, "Либерман - это единственный
израильский политик, с которым я бы пошел в разведку". Разделение по разные
стороны границ Израиля исламского и неисламского населения – единственный путь.
Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом...
Железную стену Жаботинского, в качестве которой у вас сейчас строится
разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у
меня в одной песне: "Все вернется!"
- Раз уже мы заговорили о песнях, грех не спросить вас о вашем новом альбоме.
- О песнях нужно не говорить – их нужно слушать. Думаю, скоро альбом появится в
продаже в Израиле.
- Когда вы в следующий раз приедете на гастроли в Израиль?
- Надеюсь, что следующей осенью.
- У вас гастроли в Израиле, публика в Израиле вызывают какие-то особые эмоции?
- Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих
бывших соотечественников, и выступать перед ним – всегда большое удовольствие. И
сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая
зарубежная страна. Это естественно, поскольку я - еврей.
- Что бы вы хотели пожелать в наступившем 2006 году своим бывшим
соотечественникам в Израиле?
- Вот этого самого: веры в то, что Господь защитит Израиль. Все будет хорошо,
ребята! Все вернется! Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Равикович Анатолий Юрьевич
"Родился в Ленинграде. В 1954 году поступил в Ленинградский
государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958. С 1958
по 1962 год он являлся студентом театрального института им. А.Н. Островского. В
1972 году Анатолий Равикович становится актером театра им. Ленсовета. Муж Ирины
Мазуркевич". |