Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Крамаров Савелий Викторович, известный актер, ортодоксальный иудей,
(13.10.1934г.р.)
"Снялся в 42 советских фильмах. В 1981 году эмигрировал в США.
Снимался в фильмах «Москва на Гудзоне», «Красная жара», «Любовная интрижка»,
«Вооружен и опасен». Дважды приезжал в Россию - в 1992-м и 1993-м. Умер 6 июня
1995 года от рака прямой кишки. Крамаров был очень закрытым человеком. Даже его
последняя жена Наталья Сирадзе не знала, например, что в свой последний визит в
Москву Савелий выкрал из колумбария на Донском кладбище прах своей матери и
вывез его в Америку. Но, видно, не зря говорят, что мертвых нельзя беспокоить.
Ровно через два года после той кражи Крамаров внезапно заболел и умер.
Крамарова долго не выпускали. Хотя с 1979 по 1981 год у популярного актера было
лишь три съемочных дня. Тогда он решил обратиться прямо к президенту США
Рональду Рейгану. Михаил Файнштейн нашел человека, который помогал Крамарову
составлять текст того письма. Была такая передача «Радионяня», вели ее два друга
- Лившиц и Левенбук. Вот, Александр Левенбук-то и помог Савелию составить
письмо. В письме Крамаров обращался к Рейгану как актер к актеру. После этой
проделки его мигом выпустили. Крамаров был ортодоксальным евреем. Поэтому не мог
работать по пятницам и субботам. Ни за какие коврижки! Едва он переехал в
Голливуд, как подвалила нежданная удача. Крупная компания предложила сняться в
рекламе джинсов. Для актера-иностранца с плохим английским - шанс засветиться.
Крамаров очень обрадовался. Но, прочитав в контракте, что съемки назначены на
выходные, тут же отказался.
Однажды в Америку с гастролями приехали юмористы Александр Левенбук и Аркадий
Хайт. Савелий несказанно обрадовался: «Вечером обязательно приезжайте ко мне».
После концерта друзья звонят ему - телефон молчит. А где живет, не знают. Тут
Левенбук вспоминает: пятница, вечер - шабат! Ничего нельзя делать, даже говорить
по телефону. Через каких-то десятых знакомых они находят адрес Крамарова, ловят
такси, поздно ночью приезжают к нему домой. Дверь приоткрыта. Заходят - в темном
коридоре лежит Крамаров, молится. Для них же постелено в соседней комнате. Утром
происходит бурная встреча, и друзья-юмористы спрашивают:
- Сава, ты ночью в туалет вставал?
- Да.
- А трубку не брал, когда мы тебе звонили?
- Нет, я не мог.
- Объясни, пожалуйста, почему одну трубку в руки можно брать, а другую нельзя?
- Это интересно, надо спросить у раввина.
Любимые женщины актера
Что удивительно при его внешности, вокруг актера всегда косяками ходили
красавицы. Официально он был женат трижды. Первой женой была однокурсница Люда
из ГИТИСа. Брак оказался скороспелый, студенческий. Второй женой стала Маша. С
ней Крамаров расписан не был, но любил ее, пожалуй, так, как никого больше. Хотя
влюблялся он часто, но все увлечения длились не больше пары лет. С Машей же
прожил целых тринадцать лет. Много раз изменял ей, не появлялся дома месяцами.
Но она всегда прощала его. Любила и ждала. Пожалуй, Маша была единственной, кто
его понимал.
Третья жена Марина появилась уже в Америке. Она родила ему дочь, которую Савелий
назвал Басей в честь своей мамы. После развода с Мариной отношения у Крамарова
складывались напряженно.
Последней женой стала Наташа Сирадзе - с ней Крамаров прожил всего полгода. Она
его и похоронила.
Смертельно больной, он постоянно вспоминал Машу, говорил, что она святая женщина
и что он безгранично перед ней виноват. Когда Сирадзе спросила его: «Как же ты
мог ее бросить, если так обожал?» - он ответил: «Мудак был».
Косоглазие - хлеб комика.
Этот человек сплошь состоял из комплексов и был буквально помешан на них. Но в
Америке Савелий Крамаров перестал себя стесняться. Там он добился всего, к чему
стремился: дочь, шикарный дом в лесу, недалеко от океана. Он даже исправил
внешность! Раньше, когда ему предлагали сделать операцию, чуть-чуть подтянуть
один глаз, он отвечал: «Да вы что, мое косоглазие - это мой хлеб!»
В 57 лет, когда вроде бы уже поздно думать о внешней красоте, он взял и исправил
косоглазие. И вот что странно: когда все, о чем Сава мечтал, сбылось, он почти
тут же умер.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Карцев Роман
Интервью: Встреча с Романом Карцевым состоялась в театре «Школа
современной пьесы» (художественный руководитель - Иосиф Райхельгауз) накануне
Пурима.
Надо ли его представлять как-то особо? Напоминать, что с «девичьей» фамилией Кац
и экзотическим отчеством «Аншелевич» начал блистательную карьеру на школьных
вечерах в родной Одессе, и «получил кликуху - Артист»? Приглашен легендарным
Аркадием Райкиным в ленинградский «Театр миниатюр»... Снимался в кино у Эльдара
Рязанова и Эфраима Севелы... В телефильмах «Биндюжник и Король», «Собачье
сердце»... Играл в театрах Михаила Левитина, Евгения Ланского, Марка Розовского,
Романа Виктюка... Звезда!
- С каких пор у вас звучит еврейская тема?
- Всю жизнь. Во-первых, потому, что это же главная тема Одессы! А во-вторых, это
тема Михаила Жванецкого, постоянного моего автора вот уже 40 лет. Его тексты
пронизаны этой темой: южный юмор, одесская свадьба на 170 человек. Монологи в
спектаклях - об учителе Друкере, «Юзик, Юзик!», и многое еще. И у меня
Шолом-Алейхем в спектакле «Шут гороховый», я играл там две вещи писателя... Тема
звучит и до сих пор. Потому что это я умею хорошо делать?
еврейская тема у меня все время звучит. Напомню: у меня три моноспектакля
все-таки на эту тему! Первый, «Шут гороховый» - там Шолом-Алейхем и Жванецкий.
Потом «Моя Одесса» - сплошь та самая тема. Есть она и в третьем спектакле
«Престарелый сорванец». И сейчас делаю спектакль по текстам Семена Альтова, где
она тоже будет. Она - в интонациях, образах...
- Наверное, эта тема вам близка с детства? Хотя все близкое к традиции предков в
советские годы давили... Дома придерживались национальных традиций?
- Они у нас у всех были в детстве. Та же Ханука - самый веселый праздник: мы по
родственникам ходили - деньги собирали. Всегда говорю и написал в недавно
вышедшей книге «Малой, Сухой и Писатель. Записки престарелого сорванца»: моя
мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из такой настоящей
«молдаванской» семьи - родился на Молдаванке. А мама - из интеллигентной семьи:
мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела.
- В семье знали иврит?
- Да тогда иврит вообще и не слыхивали! Зато дома у нас все говорили на идише.
Детский мой идиш я не сохранил, хотя кое-что помню, понимаю отдельные слова.
Родители же когда хотели что-то скрыть от меня, переходили на идиш, я его вот
так и выучил... Когда еще они были молодыми, действовали еврейские школы.
- На ваших спектаклях в разных городах, в еврейских культурных центрах не раз
видел, как восторженно принимают Романа Карцева. У вас - своя аудитория?
- В принципе, да, такая публика у меня есть. Тем не менее, перечислять все
города, где мы встречаемся, не стану. Два года назад я выступал «за границей»,
на Украине - на открытии синагоги в Днепропетровске и на праздновании Хануки в
Киеве. И каждый год - на еврейском фестивале, который проводили почему-то в...
Оренбурге, как ни странно. Как с этим сейчас - понятия не имею: пару лет там не
был. Кстати, в Одессе так ни разу на Хануке я и не выступил! Не знаю, может
быть, даже ее там и вовсе не празднуют? Одесса вообще город очень
специфический... В минувшем году я в последний день Хануки в Москве был вместе с
любавичскими хасидами.
- Свидетельствую: принимали вас все, кто там собрались, восторженно! Для всех
было большим сюрпризом ваше появление у микрофона. Вы нередко выступаете в
разных странах. А сейчас бываете в Америке на гастролях после ужаса 11 сентября
и в Израиле в разгар нынешней интифады?
- Бывал со спектаклями во многих городах Америки, встречался там со многими
людьми. Часто выступаю и в Израиле, откуда, кстати, перед Ханукой и вернулся. В
нескольких городах Израиля, частности, в Иерусалиме я говорил с израильтянами,
которые все эти события последних месяцев переживают, что называется, на
собственной шкуре. И все они стоя меня встречали перед концертом, и все стоя
провожали со сцены. Говорили же мы о том, что еврея нельзя победить - его можно
только уничтожить. Поэтому народ наш такой... очень-очень по-разному настроен.
- А случалось ли вам принимать участие в концертах, посвященных Пуриму?
- Да, как-то пару лет назад выступал в таком концерте. Тогда я и сам получил
огромное удовольствие. Пурим - замечательный веселый праздник в честь спасения
моего народа. Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Камов Феликс (Феликс Кандель) (известный сценарист)
Интервью с Хазановым в котором он упоминает Камова:
Кстати, история в тему. У меня был приятель; когда он жил в СССР, его звали
Феликс Камов. Да-да, тот самый сценарист мультфильма "Ну, погоди!", а ныне -
известный прозаик, лауреат литературных премий Феликс Кандель. Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Кончаловский Андрон (известный режиссер)
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Козаков Михаил Михайлович - известный актер, режиссер, родился 14 октября
1934.
"В 1956 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при
МХАТе им. М.Горького.
В 1957-59 гг. в Театре им. Вл.Маяковского. В 1959-70 гг. в "Современнике". В
1971-72 гг. во МХАТе. В 1972-81 гг. в Театре на Малой Бронной. С 1990 года в
Израиле. Среди театральных ролей - Гамлет ("Гамлет"), Сирано ("Сирано де
Бержерак"), Адуев-старший ("Обыкновенная история"). Поставил телеспектакль
"Попечители" (1982), т/ф "Безымянная звезда" (1978), "Покровские ворота" (1982),
"Если верить Лопотухину" (1983), "Визит дамы" (1989) и др. Народный артист РСФСР
(1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967), Государственной премии РСФСР
(1983). Его отец Михаил Эммануилович Козаков был известным писателем. Мама - Зоя
Александровна сотрудничала в издательствах. В ленинградской квартире Козаковых,
на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф,
Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
В годы перестройки Михаил Козаков уехал из России. Думалось, что навсегда, но...
Он успешно работал в тельавивском Государственном камерном театре как актер и
режиссер (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в
«Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите и др.) Михаил Михайлович предпочел
вернуться в Москву, а за границу просто ездить. «У меня нет ни капли сожаления,
ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни
в том, что вернулся на родину. Больше уезжать не хотелось бы. Я всегда хотел
жить только в России и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. Даже живя
в Тель-Авиве, я просил в случае смерти отправить меня в Россию. Сегодня Михаил
Козаков - художественный руководитель и актер своего театра – «Русская
антреприза Михаила Козакова», который не имея своего здания, вынужден много
ездить на гастроли: от Владивостока до Нью-Йорка. Для участия в постановках
приглашаются известнейшие российские актеры.
Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Калягин Александр
"Окончил театральное училище им. Б. Щукина (1965). Работал в
московских театрах. Руководитель театра "Et Cetera". В 1995 году
режиссер-документалист Галина Евтушенко сняла фильм "Александр Калягин: Монолог
о любимых". Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме
"Допрос"; 1983, за театральные работы). Народный артист РСФСР (1983). В октябре
1996 года был избран Председателем союза театральных деятелей РФ. Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Кобзон Иосиф Давыдович, известный певец
Родился 11 сентября 1937 году в г.Часов Яр Донецкой области
Украины (тогда - УССР). Выступал с сольными концертами во многих городах СССР и
России, гастролировал во многих странах мира, в том числе - в США, Испании,
Швеции, Израиле, Греции, Финляндии, Панаме, Боливии, Аргентине. С 1984 года
Иосиф Кобзон преподает эстрадный вокал в музыкально-педагогическом институте
имени Гнесиных (ныне - Российская академия музыки). В 1984 году певец был
удостоен Государственной премия СССР. В 1997 году Иосиф Кобзон официально
закончил свою концертную деятельность. Член президиума Национального
олимпийского комитета, член президиума правления Центрального Дома работников
искусств СССР, заместитель председателя и член президиума Всесоюзного
музыкального общества. Народный артист СССР (1987). Источник: еврейская энциклопедия,
"евреи в кино"
Козинцев Григорий Михайлович,
(), известный режиссер.
Родился в Киеве. В 1919 году он, еще учась в гимназии, вместе с
Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером, организовал в Киеве экспериментальный
театр "Арлекин", который просуществовал четыре месяца. В 1919-1920 годах
Григорий Козинцев учился в Киевской школе живописи А.Экстер, работал помощником
художника в Киевском театре Соловцова. В 1920 году он переехал в Петроград, где
два года учился в Высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921
году Козинцев вместе с Л.Траубергом и С.Юткевичем организовал творческое
объединение "ФЭКС" (Фабрика эксцентрического актера). Много лет Григорий
Козинцев занимался педагогической деятельностью - преподавал в ФЭКС, в
Ленинградском институте сценических искусств, во ВГИКе, руководил мастерской на
"Ленфильме". |