Источник: еврейская энциклопедия, персоналии
Тодоровский Валерий Петрович, кинорежиссер, драматург, продюсер.
Родился в Одессе. Окончил сценарно-киноведческий факультет
сценарное отделение ВГИКа в 1984 году. Финалист программы "Номинация. Кино. ХХI
век." на кинофоруме в Ялте-94 с фильмом "Любовь". С 5 мая 2000 года занимает
должность - Заместитель Генерального директора по кинопроизводству
Государственной телевизионной компании "Телеканал "Россия" (РТР).
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Турецкий Михаил (Эпштейн) (руководитель хора Турецкого)
Интервью: Меня отдали учиться играть на флейте. Хотя у меня был
голос. И я учился играть на флейте, пока двоюродный брат моего отца, создатель
Московского камерного оркестра, не спросил: почему мальчик учится дудеть, когда
ему надо петь? В итоге дядя помог мне поступить в знаменитое музыкальное училище
им. Свешникова. Сразу в пятый класс.
— А дядя ваш чем занимался?
— Дядя был выдающийся дирижер Рудольф Баршай. Знаменитый альтист. Знаменитый
также своим аморальным образом жизни. С точки зрения советского образа жизни.
Три раза был женат, третья жена — японка, от каждой жены по сыну. Это было
возмутительно. Он не мог получить здесь звания и в результате уехал из страны.
— Студенческая жизнь, как правило, сопряжена с отсутствием денег и
необходимостью подрабатывать. В вашем случае было так же?
— Мне приходилось работать в разных, как теперь говорят, структурах. В 21 год я
работал ночным грузчиком. У нас, в универсаме в Строгине, грузчики приезжали на
своих машинах и были настоящими интеллектуалами, поскольку надо было иметь
голову на плечах, чтобы разобраться ночью в бумагах на погрузку. У меня была
зарплата 180 рублей, лучшие продукты, и даже гаишники отдавали мне честь на
трассе, потому что я им иногда привозил то ящик гречки, то ящик чая. Прямо из
магазина я приезжал к мальчикам, потому что работал еще и в детской капелле. Мне
было очень стыдно кичиться машиной перед педагогами, добиравшимися до института
на метро, и свои «Жигули» я прятал недалеко от Гнесинки.
— То есть, с одной стороны, была сытая жизнь привилегированного грузчика, а с
другой?..
— Детская капелла и еще ВИА, где мы пели что-то патриотическое. Так что моя
юность была озарена ансамблем политической песни.
— Весьма предусмотрительный по тем временам ход…
— А я в этом не вижу негатива.
— Как возникла идея создать мужской хор?
— Я ходил в синагогу на праздники. Тогда это называлось Горка, близ
Китай-города. Все собирались на улице, а в самой синагоге старики пели. Но я
угадывал в их пении гениальную музыку. Пели они старческими голосами, а я
чувствовал мощь. Как-то мысль промелькнула — хорошо бы восстановить традицию.
Публика была точеная, одни интеллигенты, и место как раз подходило для того,
чтобы там звучала роскошная, Б–жественная музыка. Я просто накликал на себя эту
идею.
— И с чего вы начали?
— С поиска меценатов. Есть такой еврейский благотворительный фонд «Джойнт»,
который и профинансировал открытие хора. В фонде хотели восстановить еврейские
традиции через школу, через библиотеку и через хор в том числе. За два года мы
сделали программу, с которой уже выступали в Англии, Франции, Израиле, Америке,
Канаде и в консерватории в Москве. Все это произошло с помощью
благотворительного фонда. Но в какой-то момент мы пошли вопреки их политике. Как
только мы занялись светским искусством, у фонда пропало желание поддерживать
нас. Помогли мои друзья из США. Это была очень сложная задача — заниматься
раскручиванием бренда: еврейский хор в России. Потому что всем казалось, будто
наш хор только для евреев. Но это же не так. Да, евреи говорили: смотрите, ими
можно гордиться. Но нам этого было мало. Мы хотели развиваться.
— Не пробовали обращаться за помощью к частным лицам?
— Пробовали. В 1995 году в синагоге появился Борис Березовский. Пришел, сказал,
что у него двадцать минут, послушал наше выступление, после чего сказал, что
будет нам помогать. Так оно вроде поначалу и было. Но начинались очередные
президентские выборы, и Березовский с головой ушел в эту тему. Ему стало не до
нас, и доставать его по телефону стало все труднее и труднее. А Юрий Айзеншпис
сказал: «Мне нужно полтора миллиона долларов, и тогда страна будет засыпать и
просыпаться с именем «еврейский хор».
— Кто в итоге вам помог?
— В какой-то момент я атаковал офис Иосифа Давыдовича Кобзона с просьбой
обратить на нас внимание. Я просил его, чтобы он помог нам с господдержкой. Я
звонил Кобзону бесконечное количество раз. Но в конечном итоге я добился
поддержки Кобзона. Иосиф Давыдович сначала не знал, зачем нас с собой брать в
прощальный тур по России. А в конечном итоге остался доволен работой с нами.
— Чем бы вы объяснили вашу популярность за границей?
— Прежде всего, нашим разнообразием. Мы восстановили репертуар еврейской
духовной музыки. У нас есть фирменное блюдо — наши еврейские песнопения. Но у
нас есть и все остальное. Мы очень любим петь по-английски, по-французски, на
иврите.
Европейская музыкальная критика называет нас «десять голосов, которые потрясли
мир». Мы не стесняемся называть себя лучшими. Мы — «Хор Турецкого».
— Кстати, Турецкий — ваша настоящая фамилия?
— Это фамилия мамы. Мой папа приехал в Белоруссию за десять месяцев до войны.
Увидел маму, влюбился и увез к себе в Москву. А потом началась война и Турецких
не стало. Мама попросила отца сохранить ее фамилию. По папе я Эпштейн, но чтобы
мамина фамилия не исчезла, меня записали Турецким. Так что к Турции это не имеет
никакого отношения. Скорее — к городку Турец.
Источник: сборник тутти еврутти - "Я еврей"
Табачник Ян "Быть музыкантом – что быть евреем"
Интервью: Ян Табачник приехал к нам в Израиль вместе со своим
другом Иосифом Кобзоном – выступать на концерте, посвященном Дню Победы. Он
вышел на сцену со своим инструментом…
- Вы никогда не жалели, что выбрали для себя именно аккордеон? Со скрипкой жизнь
была бы намного легче в прямом смысле этого слова…
- Дело в том, что очень важно найти свой инструмент в жизни. Наверное, все-таки
именно аккордеон – мой инструмент. У меня здесь, в Израиле, есть друг, которого
я очень люблю, – знаменитый музыкант Агашкин. Он один из лучших трубачей в мире.
Мы росли вместе, и про нас всегда говорили, что он родился с трубой, а я – с
аккордеоном. Очень важно вовремя понять, с чем ты родился, что тебе дано.
Поэтому я не жалею, несмотря на то что аккордеон – архаичный инструмент, который
уже вышел из моды. Я не жалею, на сегодняшний день все, что я имею в жизни,
сделал аккордеон.
- Мама решила отдать вас на музыку просто как всякая "аидише мамэ"?
- Нет, мама была очень музыкальной. Она дружила со знаменитой актрисой и певицей
Сиди Таль. У этой актрисы есть книга воспоминаний, где она пишет о том, что
почерпнула очень много скетчей у моей мамы. Мои родители были очень музыкальны.
К сожалению, я плохо учился в школе, и мама надеялась, что у меня будет хоть
какая-то профессия. Несмотря на то что я был такой нерадивый ученик, я являюсь
профессором и доктором искусствоведения. Моя мама в жизни бы не поверила...
- Помните ли вы вашего учителя?
- Конечно. Его звали Константин Каравай. Он говорил моей маме: "Мадам Табачник,
ваш Яша никогда не будет играть на аккордеоне, вы напрасно выбрасываете ваши
деньги".
- 60 лет – это дата. Вы будете ее где-то и как-то отмечать?
- На свой день рождения я хочу сделать большой бенефис, на который приедут
выдающиеся музыканты мира – это и классики, и джазовые музыканты, и
кантри-музыканты разных направлений… Я дружу с таким выдающимися музыкантами,
как Владимир Крайнев, Юрий Башмет, Абраша Фельсгар, в Америке у меня много
друзей-музыкантов… Надеюсь, приедут и вокалисты – те, кого я люблю и с кем
дружу: это Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Николай Басков и многие, многие
другие. Они приедут, и мы вместе отпразднуем мое 60-летие.
- Вы ведь говорили, что "я вырос на улочках узких, среди украинцев и русских"?
Как вы теперь уживаетесь?
- Я могу сказать однозначно: когда начинаются спекуляции некоторых отдельных
политиков на национальном вопросе, это не выражает мнение народа и
правительства. Вот сейчас выступил против меня человек, которого я в жизни не
видел и не знал, что он такой. Это бывший депутат Миша Бродский. Он выскочил на
пресс-конференции и начал орать: "Вот у Табачника земля за 8 миллионов
долларов". Ну и что? Это законно, я плачу аренду за нее, это не моя земля, а
муниципалитета. Он сказал: "Я плевать хотел на таких евреев, как Табачник и
Кобзон". Вы слышали такое? Вот вам человек... и он еврей! Чем быть таким евреем,
я бы лучше был антисемитом. Он просто профессиональный "иуда" – есть такая
профессия у людей. И этот человек берется судить меня и Кобзона, – как людей,
как артистов и как политиков. Я лично – не политик, я – творческий человек.
- Но в целом евреи Украины вас поддерживают?
- Более того, меня даже избрали вице-президентом Всеукраинского еврейского
конгресса, который возглавляет Вадим Рабинович. У меня с Вадимом, кстати, очень
хорошие отношения. Самое главное, что мне в нем нравится, – он меня никуда не
"втягивает". И я его никуда не тяну. Вот это и есть – мужское достоинство. Его
жизнь – это жизнь борца, человека, который борется за правду. На него за это
всякие ярлыки цепляли – что он и мафиози, и бандит.
- Я сейчас был на празднике вместе с ним. Нет праздника, чтобы он меня не
пригласил. Мы вместе идем в синагогу семьями, все, как положено. Я должен
сказать, что он ведет очень красивую политику, дружелюбную. Я могу сказать, что
Вадик сейчас – центрист, он не с теми и не с этими.
- А когда была оранжевая революция, в синагоге спали участники этой революции. И
ведь это были люди, пронационалистически настроенные – из Ивано-Франковска, из
Львова.
- Но у нас же, как всегда у евреев, существует два конгресса, и, как я считаю,
кроме Вадима Рабиновича, выдающегося еврея Украины, президента Всеукраинского
еврейского конгресса, есть еще один выдающийся еврей Украины – Эдуард Шифрин,
вице-президент Евроазиатского еврейского конгресса, грамотнейший человек.
- Я читала, что в свое время на вас играли, как на тотализаторе – вернетесь вы
или не вернетесь с очередных гастролей? Хазанов на вопрос, почему он не уехал,
ответил, что, если бы он мог миллионы своих поклонников таскать за собой по
свету, так он бы и уехал. Вам этого и не надо, ваша профессия не связана с
языком, вы могли бы собрать аудиторию везде…
- Поэтому я считаю, что Украина должна в сто раз больше ценить то, что я не
уехал.
- Вы не уезжаете действительно потому, что Украина для вас – это родина, и это
не пустой звук?
- Когда было 50-летие Израиля, я делал концерт на Украине. Были все народные
артисты Украины, самые знаменитые и самые именитые. Был посол Израиля. И на этом
концерте я вышел и сказал, что Израиль – это мой отец, а Украина – это моя мама.
- А покушать вкусно и много вы любите? Вы – гурман?
- Я уже не гурман, потому что мне жена не дает. Когда я приезжаю в Израиль, я
хочу что-то попробовать, а она мне не дает. И все равно, когда я приезжаю в
Израиль, то всегда набираю вес, потому что дома я стараюсь быть на диете.
- Ваша жена имеет отношение к творчеству?
- Конечно. Моя жена – певица Татьяна Недельская, совсем молоденькая, очень
красивая, очень талантливая и очень популярная. Здесь, в Израиле, каждый ее
концерт принимают на ура. Мне очень повезло с женой "на старости лет"
(улыбается).
|